Элита Татарстана: Судьба благосклонна упорным

Нажиба Ихсанова, фотография в молодые годы
Нажиба Ихсанова
Она выросла в крошечной деревушке, с детства познала вся тяготы быта послевоенных времен, но, возможно, именно это обстоятельство и помогает
ей быть сильной и добиваться желаемого. Нажиба Ихсанова - заслуженная и народная артистка РФ и РТ, лауреат государственной премии Татарстана им. Г.Тукая. долгие годы счастливого брака с прославленным драматургом Туфаном Миннуллиным, безусловно, сильно повлияли на ее профессиональную деятельность.

Папина дочка

Я выросла в маленькой деревне Ташлыяр Азнакаевского района, где всего-то насчитывалось 30 дворов. Голодные послевоенные годы, многодетная семья (нас было семеро детей), но при этом столько веры в лучшее будущее…

Сегодня, спустя десятилетия, я часто вспоминаю свое детство, хочется еще раз увидеть родной дом, крыльцо, поля, школу. Увы, деревни уже давно нет, от нее ничего не осталось, кроме воспоминаний. 
Меня все в деревне называли папиной дочкой - «Гыймаслам кызы» (его имя - Гыймаделислам). Сколько помню своего отца, он всегда был в работе. Инвалид войны, многое повидал в жизни, всякого натерпелся, но никогда не жаловался, а нам постоянно напоминал о том, что надо помогать близким и нуждающимся. 

Свою мать Минлеямал в детстве я почти не видела, она пропадала в колхозе с утра до ночи. У нее было огромное количество трудодней, но ведь ими сыт не будешь. Знаю, что она выросла сиротой и рано вышла замуж. Родила десятерых детей, трое из которых умерли в младенчестве. У нее есть орден Матери-героини. Еды в доме не хватало. Яркое воспоминание детства: за столом - десять человек (с нами еще жил дедушка), и общая тарелка, которая «ходила» по кругу, успевай только черпать ложкой. 

При всем при этом мы, дети, умели радоваться любой мелочи, старались сами себе поднимать настроение, пели песни, устраивали театрализованные представления дома. Так что страсть к театру у меня с детства.

Поскольку нас в семье было много, мы всегда старались поддерживать друг друга. Помню, как сестренка Хания после окончания седьмого класса поступила в Бугульминскую фельдшерско-акушерскую школу. Старший брат дал мне деньги, чтобы я купила пальто для Хании на зиму. В магазине я нашла пальто,  которое мне понравилось и подходило по цене. Купила и отправила сестренке, а потом только выяснилось, что это был комиссионный магазин. Так получилось, что вскоре Хания заболела и лечилась в больнице некоторое время. Я очень переживала, думала, что болезнь случилась из-за пальто. И больше никогда не покупала ничего в комиссионках. Хотя понимаю, что Хания могла заболеть по вполне объективным причинам, она ведь во время учебы вместе с другими учащимися часто ездила на уборку картофеля в колхоз в любую погоду, в дождь и слякоть .

А я после окончания семилетки поехала учиться в школу в соседнюю деревню,  которая находилась за двадцать километров. Там жила в общежитии и очень старалась не посрамить родителей, учиться с положительными оценками. Получив аттестат об окончании школы, я хотела всем доказать, что смогу продолжить обучение. К счастью, так сложилось, что набор актеров из республики в высшее театральное училище им. М.С. Щепкина происходил именно в год моего окончания школы. А узнала я об этом совершенно случайно от посторонних людей, когда ехала в Казань поступать в педагогический институт. Хотя разве это случайность? Цепь закономерных обстоятельств предопределила мою последующую жизнь, которая уже неразрывно была связана с Татарским государственным академическим театром им. Камала. 
Из режиссеров больше всего я сотрудничала с Марселем Салимжановым. Наша первая с ним работа - спектакль по пьесе Туфана Миннуллина «На дне рождения Миляуши». Я играла главную роль - Миляушу. Спектакль был такой, что можно на конкурс отправлять. Игра актеров, декорации, режиссерское мастерство - во всем царила гармония. Однажды исполнитель главной роли Вакил Закиров заболел. И тогда его роль исполнял сам Марсель Хакимович. Как он играл - на загляденье! В те годы многие татарские мамочки давали своим девочкам имя Миляуша, настолько был популярным спектакль. Марсель Салимжанов ставил пьесы разных татарских писателей, но в Туфане он нашел духовно близкого себе художника. Говорят, большое счастье для режиссера - найти «своего» драматурга. Знаменитый «Альмандар из деревни Альдермыш», а также «Мужчины», «Четыре жениха Диляфруз», «Дружеский 
разговор», «У совести вариантов нет», «Колыбельная», «Здесь родились, здесь возмужали...», «Мы уходим, вы остаетесь», «Зятья Гэргэри», «Любовница», «Ильгизар + Вера», «Душа моя» написаны Туфаном и поставлены Марселем Хакимовичем.

Москва и Туфан Миннуллин

Когда я уехала в Москву на учебу, для всех близких это стато огромным событием. А как радовались родители! Ведь поступить было совсем не просто - семь человек претендовали на одно место. А я ни с кем из профессиональных артистов не 
консультировалась, не знала, как себя вести на экзамене, что говорить, что петь. У меня даже не было подходящей одежды для сцены. Зато было огромное желание добиться чего-то в жизни самой, рассчитывая только на себя.

В Москве я жила в общежитии, состоящем из нескольких корпусов, в просторной светлой комнате. С удовольствием вспоминаю то замечательное время, наполненное встречами со знаменитыми педагогами, походами в театр, знакомствами с достопримечательностями Москвы, участием в различных студенческих мероприятиях. Вместе со мной в комнате жили Иркэ Сакаева, Флера Хасанова, Эльвира Сабирова, Фирая Валиуллина, Гельсем Исангулова, Масгуда Файзуллина, Фирдавус Ахтямова, Флера Хамитова, Клара Газизова. Представители татарской интеллигенции, приезжавшие из Казани в Москву за время нашей учебы, обязательно встречались с нами, передавали новости из республики. Знаменитый артист Халил Абжалилов присылал в Москву денежные переводы, чтобы мы не чувствовали себя
одинокими и обделенными, почти все ведь были деревенскими. Как жаль, что он совсем недолго прожил после нашего возвращения из Москвы…

В Москве мы с однокурсниками часто ходили в театры, наслаждались разноплановыми спектаклями, нередко приходилось сидеть на ступеньках, поскольку в залах не было свободных мест. Особенно часто ходили в театр Советской Армии, который близко располагался к нашему общежитию.

Результатами моей пятилетней учебы в Москве стали роли в дипломных спектаклях по произведениям В.Маяковского «Баня» (Фосфорическая женщина), Гафура Кулахметова «Два решения» (Габида), Ахмата Файзи «Тукай» (Амина).

Практически все мои одногруппники были яркими, талантливыми, целеустремленными. Одна только Иркэ Сакаева чего стоит! Ею все восхищались, настолько она была харизматична, обаятельна, интеллигентна. И пусть она не стала актрисой, но прославилась на другом поприще - в качестве диктора на татарском телевидении. Фактически Иркэ была визитной карточкой телевидения Казани в 60-70-е годы ушедшего века. Зрители ее обожали. К сожалению, она слишком рано ушла из жизни, в расцвете лет, когда могла еще столько всего сделать.

В нашей группе учился и Туфан Миннуллин. Он настойчиво за мной ухаживал, а в первый московский Новый год признался в любви. Туфан сильно отличался от всех нас, многое знал, всегда мог поспорить на любую тему, разговаривал очень уверенно, громко, эмоционально, прямолинейно. Преподаватели им восхищались. Я даже немного пугалась его сначала, но впоследствии ни разу не пожалела, что выбрала его. Он любил меня и старался делать все, чтобы облегчить быт или «спасти» в неловких ситуациях. Помню, как молодой невесткой пришла в дом его родителей, боялась сделать что-то не так, показать себя нерасторопной. А тогда я не умела тонко нарезать лапшу, как это принято у татарских хозяек. Но Туфан меня выручил, сказав: «Ты только приготовь и раскатай тесто». А потом попросил мать: «Мама, а давай ты нарежь лапшу, она у тебя вкуснее получается». Разве она могла отказать сыну после таких слов?

Впоследствии, когда Туфан стал известным драматургом, практически в каждой его новой пьесе я играла главную роль. В своих произведениях он поднимал самые болезненные социальные и национальные проблемы. Например, «Четыре жениха Диляфруз», «Альмандар из деревни Альдермыш», «Ильгизар + Вера», «Зятья Гэргэри», «Мулла», «Дивана» и многие другие, без которых невозможно представить современный репертуар академического театра им. Камала.

А моя первая роль - Гандалиф из пьесы Аяза Гилязова «Осенние ветры». Она принесла мне популярность. Впрочем, каждая роль оставляет свой след в душе. Ведь, когда начинаешь играть, входишь в образ настолько, что ощущаешь себя частицей своего персонажа, живешь его жизнью.

А Туфана мне очень не хватает. Он умел понимать меня как никто другой. И, самое главное, о чем бы он ни писал, о чем бы ни говорил, разговор всегда касался проблем и надежд своего народа. Например, в телевизионном проекте на ТНВ «Кара каршы», включавшем в себя 25 передач, Туфан говорил о том, каким должен быть современный татарин. Идея передачи заключалась совсем не в том, чтобы показать некое превосходство нации, совсем нет, ее задача - способствовать тому, чтобы татарский народ не исчез, не ассимилировался, знал и любил свой родной язык, историю, культуру.

Из интервью с Туфаном Миннуллиным

(Архив журнала. Март 2008 г.)

Умение выживать было заложено во мне с раннего детства. Мы голодали настолько, что, когда меня спрашивали про мою мечту, я отвечал - мечтаю досыта поесть. Нам, деревенским ребятишкам, было известно двадцать-тридцать видов съедобных трав. 
Туфан Миннуллин и Нажиба Ихсанова (фотография из семейного архива)Когда мы поженились с Нажибой, я ей обещал, что никогда она не будет голодать и просить деньги в долг. Что касается секрета нашей многолетней семейной жизни, он заключается не только в том, что мы сошлись характерами, но и в том, что есть общая нить между нами - театр. Когда двое соединяют свои жизни для того, чтобы быть вместе, одной любви недостаточно. Должно быть еще что-то, а именно взаимоуважение, взаимопонимание, настоящий интерес друг к другу. Вы знаете, у меня есть четверостишие на эту тему. В нем я сравниваю любовь с медом, намазанным на хлеб. Мед заканчивается уже через какой-то небольшой период времени, хлеб остается на всю оставшуюся жизнь. И здесь важно разглядеть в супруге близкого тебе по духу человека, с которым будет комфортно всегда и везде на долгие годы. Только в таких семьях, где понимают друг друга, вырастают счастливые дети. У нас замечательная дочь Альфия, которая окончила школу с золотой медалью, механико-математический факультет Казанского государственного университета с красным дипломом, правда, в итоге стала журналисткой и возглавляет татарскую редакцию республиканской электронной газеты Интертат. Она хорошо владеет литературным татарским языком. Уважение к своему языку, культуре, обычаям своих предков должно быть в крови. В этом плане я противник межнациональных браков. Я счастлив с Нажибой и благодарен судьбе за то, что все в моей жизни сложилось именно так, как сложилось.

Подготовила Альбина ХАЗИЕВА


Комментариев нет:

Отправить комментарий